суббота, 8 февраля 2020 г.

Учимся пересказывать

Уважаемые родители! На этой неделе выяснилось, что пересказ вызывает большие трудности у  детей.
В четверг домашнее задание подготовили только трое из учеников, остальные сказали, что  не получается.  Я провела дополнительный урок, чтобы объяснить детям, что значит пересказывать, мы тренировались (не в первый раз) в пересказе в классе. Однако это не снизило тревожность детей. Некоторые так волновались, что не получится, что плохо спали и говорили, что им завтра поставят тройку, двойку, будут ругать или с ними случатся другие школьные ужасы...
В пятницу не было урока по шахматам, и я провела еще один урок литературного чтения для обучения пересказу.  Большинство учеников хорошо и отлично справились с пересказом (несмотря на волнения). Отметки за пересказ 5 или 6 части  я выставила на уроке ЛЧ на родном языке (6 февраля).

Пересказ - очень сложный вид работы с текстом. Пересказ  бывает устный и письменный. Письменный пересказ текста называется изложением.  На уроках русского языка мы учимся писать изложения. Уметь пересказывать устно нужно не на одном каком - то конкретном уроке, а на разных уроках, это универсальное умение.

Как всякое сложное действие, пересказ складывается из последовательности нескольких действий (алгоритм пересказа).

 Пересказывая текст, нужно работать  так.

1. Читаем название текста (кто автор и какой заголовок).

2. Читаем произведение или учебный текст. Думаем, о чем автор написал (определяем тему, например,  автор написал о собаках, о детях, о лесе, о ручейке, о строении кита, о путешествии в Индию, о  деятельности Петра Первого..., о склонении имен существительных... ).

3. Определяем главную мысль, зачем автор об этом написал (например, автор хотел рассказать, какой красивый русский лес, или какая история произошла с хитрым котом, или как мальчик спас город от наводнения, или как устроен скелет рыбы, какие имена существительные относятся к каждому склонению... ).

4. Делим текст на составные части ( например, вначале написано
о том, что...;
потом, о том, как...;
потом, почему ...;
потом, чем все закончилось)
Получается план текста.  План лучше записать, чтобы подкрепить его зрительно.

5. Начинаем перечитывать каждую часть отдельно  и рассказывать ее по памяти своими словами.
Вначале читаем первую часть  и пересказываем.
Затем читаем вторую часть и пересказываем.
Затем читаем третью часть и пересказываем.
Все время сличаем свой рассказ с записанным планом.

6. Когда пересказ по частям завершен, перечитываем весь текст ещё раз. Пересказываем теперь весь текст целиком, глядя на план.  Обращаем внимание, не упустили  ли мы при пересказе важные факты или детали.

Вы видите, что не нужно несколько раз читать весь текст.

Не рекомендую также взрослому читать ребенку вслух текст несколько раз, чтобы не формировалась привычка заучивать только со слуха. При этом ребенок не понимает алгоритм работы, не сохраняет на слух структуру всего текста.

 Когда мы учимся писать изложения, то алгоритм работы примерно такой же. Главная мысль, план, ключевые выражения, важные слова  к каждому пункту плана (выписываем).  Перечитываем. Каждую часть отдельно пересказываем по опорным словам и по плану.  Потом перечитываем весь текст, пересказываем весь текст. Пишем на черновике (так как мы либо учимся писать грамотно, либо отрабатываем алгоритм письменного пересказа). Пока два дела у нас не получаются вместе. Затем я проверяю черновик, исправляю ошибки,  и дети переписывают получившийся текст.  В третьем классе нет контрольных изложений. Все работы обучающие. Оцениваются только положительные работы.
В четвертом классе уже будет учиться и строить текст правильно, и редактировать его.  В пятницу мы 3учились только находить повторы и заменять их синонимами и местоимениями (листочки  с редактированием у детей есть). В тетрадь мы переписывали отредактированный текст (Полкан и котята).
Повторяю, что обучение пересказу - длительный процесс. Сразу  может и  не получаться.  Не волнуйтесь, пожалуйста.
Главное, чтобы вы не делали ничего за ребенка. Мы (я и ученик) должны хорошо понимать, чему следует учить и чему следует научиться.

*
Одна ученица стала плакать, получив двойку за домашнее задание.  Успокоилась девочка поняв, что двойку я поставила не ей (не девочке, не личности, я оценивала не её, как она думала). Двойку я поставила её работе.
Не девочка плохая, а работа выполнена сегодня плохо.
Девочку и я люблю, и мама любит (ребёнок же думает, что мама будет ругать, убьёт и другие домашние страхи). А работу можно выполнить еще раз, разобравшись в том, что ребенок пока не понимает.











Комментариев нет:

Отправить комментарий